Страница обновлена 30.09.2019

Образовательные стандарты

ФГОС ДО и приказ Минобнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Подробнее о ФГОС ДО на сайте Федерального института развития образования

ФГОС основного общего образования

ФГОС среднего общего образования

ФГОС начального общего образования

 

Изменения образовательного процесса в ДОУ

в условиях введения  ФГОС дошкольного образования

 

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

ФГОС обеспечивает  непрерывность образования человека на разных ступенях развития.

 

ФГОС пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития.

Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими детьми, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Суть изменений в соответствии с ФГОС:  ранее – дать прочные знания довести их до умений и навыков путём тренинга. На современном этапе – развитие личности, способной к самореализации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества.

 

Основные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования состоят в следующем:
1) Изменяется количество образовательных областей  (вместо 10, их стало 5, они представляют определенные направления развития и образования детей). Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

-  познавательное развитие,

-  речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

-  физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, непрерывно-образовательной и познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка;

 

2) Перечислены основные новые принципы дошкольного образования:

 - полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

 - обогащение и познавательное развитие ребёнка;

 - индивидуализация дошкольного образования;

 - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 - учет этнокультурной ситуации развития детей ;

 - содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- возрастная адекватность дошкольного образования;

 - поддержка инициативы детей;

 - тесное сотрудничество детского сада с семьей и др.

3) В стандарте приведены основные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. И одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности

4) Важно подчеркнуть, что в Стандарте мониторинг выносится за рамки Программы. Не проводится ни промежуточной, ни итоговой аттестации воспитанников. Определение результатов освоения образовательной программы даётся в виде целевых ориентиров, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования:       Целевые ориентиры образования:

- любознательность;

- владение средствами общения;

- уверенность в своих силах;

- положительное отношение к себе и другим;

- инициативность и самостоятельность ребёнка;

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству;

- способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений;

- владение необходимыми умениями и навыками, предпосылками учебной деятельности;

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5) Реализация Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .  При реализации Программы, согласно ФГТ, присутствовал интегративный подход в осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Отличие этих двух подходов состоит в том, что интегративный подход предусматривает реализацию одной образовательной области через различные виды деятельности, а комплексный подход подразумевает реализацию нескольких образовательных областей через различные виды деятельности при организации одной образовательной деятельности.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе. 

Образовательные программы ДО разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учётом соответствующих примерных образовательных программ ДО.  Разработка образовательных программ дошкольного образования

Образовательные программы ДО направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для них видов деятельности.

В соответствии с ФГОС Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования».

ФГОС ставит на новую ступень взаимодействие педагогов с родителями, определяя новые принципы

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

- индивидуальный подход;

- сотрудничество, а не наставничество;

- применение разнообразных форм взаимодействия с родителями.

Современным подходом к развитию отношений между детским садом и семьёй является новая открытая модель партнерского, конструктивного взаимодействия родителей и педагогов.

       

 



 

АРХИВ

Что такое ФГОС ДО. Вопросы и ответы. 

Интегрированные группы в детском саду. 

Разъяснения по оказанию платных дополнительных услуг дошкольной образовательной организацией.

Основные направления взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.