Страница обновлена 17.01.2020

Образовательные стандарты

ФГОС ДО и приказ Минобнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Подробнее о ФГОС ДО на сайте Федерального института развития образования

ФГОС основного общего образования

ФГОС среднего общего образования

ФГОС начального общего образования

 

Метод ментальных карт в деятельности ДОУ

Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения метода ментальных карт Тони Бьюзена.
2. Познакомить с технологией построения и использовании ментальных карт
3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе.

В поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.
Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Их еще по другому называются «Карты ума» , «Интеллект карты»,»Карты знаний»»Мыслительные карты» , «Карты головы» . Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном
Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения. Областей применения карт памяти в дошкольном образовании великое множество. Их можно использовать для закрепление и обобщение материала. Так же создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется умения составлять и распространять предложения
В работе используются такие виды детской деятельности, как рисование, аппликация (объемная, из природных материалов), плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления.

Особенности построения метальных карт.

Необходимо записывать только ключевые слова (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
2. При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
4. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.
5. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
6. Длина линии должна равняться длине слова.
7. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче
8. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
9. Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
Карта по теме «Осень», как первая работа, получилась небольшой по содержанию. Ребята сами проводили веточки, вырезали из предложенного материала необходимые картинки.


Дети предлагали новые тропинки-веточки, основанные на неожиданных вопросах. На пути исследования шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.
Итак, в завершении хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. И самое главное – технологии интеллект-карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии.
Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.
Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. 

Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие. Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.

       

 



 

АРХИВ

Что такое ФГОС ДО. Вопросы и ответы. 

Интегрированные группы в детском саду. 

Разъяснения по оказанию платных дополнительных услуг дошкольной образовательной организацией.

Основные направления взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.