Страница обновлена 19.11.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 32" города Ярославля

Страница обновлена 19.11.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 32" города Ярославля

Страничка специалиста

Советы родителям будущих первоклассников

Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный. Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка.

Школа – это новые контакты, новые отношения, новая социальная роль – ученик, новые условия жизни и деятельности ребенка, большие эмоциональные, физические и умственные нагрузки. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Трудно все:  режим дня, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, эмоций, которые приходится сдерживать. Одним из самых сложных требований нового формата является требование дисциплины. Меняется и режим дня ребенка.

Школа – это большие психологические, интеллектуальные, функциональные, физические нагрузки, за которые ребенок, не готовый к школе платит порой самой значительной ценой – здоровьем.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей. Порой родителям не хватает терпения, снисходительности, спокойствия Часто из добрых побуждений именно они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывается длительность и сложность процесса. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по – настоящему. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому не ждите мгновенных результатов. Понятие «готовность» к школе - интегральное, комплексное.

Прежде всего, ребенок должен быть здоров и готов психологически. Оценка готовности ребенка к школе по уровню интеллектуального развития ребенка – наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что самое необходимое условие готовности к школе – максимально большой объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старание родителей при этом не знает меры, а возрастные возможности при этом в расчет не принимаются.

Ребенок должен хотеть в школу, быть готов к роли ученика, к общению со сверстниками, к требованиям учителя, к сложностям учебной деятельности, в которой будут не только удачи, но и трудности.

К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Это значит: без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т.д.  Если этому вовремя не научиться – ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя « не в своей тарелке».

Главное не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети это умеют, дать ребенку возможность получить удовлетворение  от достигнутого, и лишь потом переходить к чему–то новому, более сложному.  Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.

Кроме системы знаний об окружающем мире, у ребенка перед школой должен сформироваться определенный запас представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Дети должны уметь различать пространственные представления: верх, низ, над, под, за, слева, справа, сбоку, посередине. Дети должны  знать основные геометрические фигуры, уметь различать цвета, величину предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий),  понимать, что такое больше, меньше, часть, целое.  Лучше данные понятия усваиваются непроизвольно, в ходе игровой деятельности.

Для успешного овладения навыком письма ребенок, поступающий в школу, должен правильно держать ручку, при этом рука не должна быть сильно напряжена или, наоборот, сильно расслаблена. Развивают мышцы пальцев раскрашивание, штриховка, рисование, лепка, работа с конструктором.

Одним из аспектов успешного обучения  является развитие речи. Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит речь небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами. Не думайте, что случайно вылетевшее из ваших уст нелитературное слово пройдет мимо ребенка.  Все это появится при первом же удобном случае.

Словарный запас шестилетних детей, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок овладел таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которыми он владеет.

Рассматриваете вы картинку, читаете книгу, слушаете сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся слова, на их значение.

Правильное произношение – одна из сторон развития ребенка. Ошибки в произношении – основа многих трудностей при обучении чтению и письму. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки является следующее упражнение. Ребенку предъявляются картинки, где исследуемый звук стоит в начале, в середине, в конце. Например, звук «р». Слова: рука – корова – забор. В результате такой проверки станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что же делать? Главное – не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться к специалисту.  Коррекция произношения – сложный, длительный процесс.

Итак, важнее не учить читать, а развивать речь и способность различать звуки; не учить писать, а создать условия для развития моторики движений руки и пальцев. Важен не объем знаний, а качество мышления, развитие способности слушать, понимать смысл.

И в конце, чтобы ярче представить портрет готового к школе ребенка нарисуем суммарный словесный портрет первоклассника, не готового к школе:

- чрезмерная игривость

- недостаточная самостоятельность

- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность

- неумение обращаться со сверстниками

- трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса

- неумение сосредоточиться на задании, трудность словесного восприятия

 - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщения, классифицировать, трудность выделения сходства и различия

 - плохое развитие координированных движений руки

- недостаточное развитие произвольной памяти

- задержка речевого развития.

Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит минуты общения с близким человеком.

                                                                                                                                                             Консультацию подготовила воспитатель Афанасьева Жанна Борисовна

 

 

АРХИВ КОНСУЛЬТАЦИЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПЕДАГОГАМИ МДОУ № 32

Детское непослушание (консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

Права и обязанности родителей (консультацию подготовила воспитатель Афанасьева Ж.Б.)

Права ребенка и их соблюдение в семье (консультацию подготовила воспитатель Некрасова О.С.)

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста (консультацию подготовила воспитатель Афанасьева Ж.Б.)

Развитие математических способностей детей через дидактические игры (консультацию подготовила воспитатель Гридневская Л.Б.)

Кризис семи лет (консультацию подготовила воспитатель Некрасова О.А.)

Игры по математике для детей старшего дошкольного возраста (консультацию подготовила воспитатель Селезнева М.А.)

Правила родительского чата в мессенжерах (консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

Возрастные особенности дошкольников в развитии элементарных математических представлений (консультацию подготовила воспитатель Селезнева М.А.)

Буклет "Искусство и дети"

Использование макетов в развивающей среде детского сада (консультацию подготовила воспитатель Королева О.А.)

Рекомендации по созданию игровой среды в условиях семьи (консультацию подготовила воспитатель Королева О.А.)

Значение внешнего вида на музыкальных занятиях (консультацию подготовили музыкальные руководители Пасечник Ю.П. и Ботягина О.Ю.)

Развитие элементарных математических представлений в младшем возрасте детского сада (консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

Музыка и дети (консультацию подготовила воспитатель Гридневская Л.Б.)

Возможности игрового взаимодействия взрослых и детей (консультацию подготовила воспитатель Лазарева Н.Е)

Музыкально-диактические игры для детей (консультацию подготовила воспитатель Гридневская Л.Б.)

Сензитивные периоды развития ребенка (консультацию подготовила воспитатель Веревкина И.В.)

Как правильно учить стихи с ребенком (консультацию подготовила дефектолог Андрианова М.А.)

Как правильно подготовиться к утреннику (консультацию подготовили музыкальные руководители Пасечник Ю.П. и Ботягина О.Ю.)

Какие обязанности могут быть у ребенка в семье (консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях (консультацию подготовила учитель-дефектолог Андрианова М.А.)

Ребенок и незнакомец (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Игры между делом (подготовила консультацию Крошухина О.А.) 

Острый вопрос. Обязанности несовершеннолетних (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Как найти время для игр (подготовила консультацию учитель-дефектолог Андрианова М.А.)

Чем занять ребенка в непогоду  (подготовила консультацию Гусева О.В.)

Чтобы ребёнок не потерялся (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Правила поведения на водоёмах весной

Как научить ребенка складывать и вычитать

К чему может привести запугивание ребенка (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Может ли ДОУ размещать фото детей на сайте (разъяснение для родителей)

Технические навыки в изобразительной деятельности (подготовила и провела консультацию Крошухина О.А.)

Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста (подготовила и провела круглый стол Крошухина О.О.)

Консультация для родителей "Как приобщить детей к труду" (подготовила Крошухина О.А.)

Консультация "10 игр на преодоление детской агрессии" (подготовила Гусева О.В.)

Консультация "Типы и виды конструирования в детском саду" (подготовила Крошухина О.А.)

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников (подготовила Королёва О.А.)

Родительское собрание "Праздничные традиции в семье" (подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

  R