СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Кондратьева Татьяна Аркадьевна
"Правильно ли говорит ваш ребенок?"
"Фонематический слух – основа правильной речи"
"Учим стихи вместе"
"Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда"
"Секреты артикуляционной гимнастики"
Игровые технологии в развитии фонематических процессов
Семь советов учителя логопеда родителям от года до трех
Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика?
- Развивает мелкую моторику.
- Стимулирует развитие речи ребенка.
- В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
- Выступает отельным видом игрового занятия.
- Объединяет в играх со старшими детьми.
- Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи. Что можно делать?
Для начала можно выполнять самые простые упражнения:
- разминать пальчики малыша (чередуем растирание, сгибание и разгибание);
- гладить и массировать ладошку;
- использовать для массажа подогретые грецкие орехи и массажные ежики-шарики (продаются в ортопедических салонах).
Затем вводим элемент игры. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить.
Исследования доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.
Предлагаем вашему вниманию некоторые пальчиковые игры с различными предметами:
Кулачок
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Пальчики
Этот пальчик — самый большой, самый красивый и самый смешной.
Этот пальчик — указательный, он сердитый и внимательный.
Этот пальчик — средний, не первый и не последний.
Этот пальчик безымянный — он не любит каши манной.
А этот — мизинчик — любит бегать в магазинчик.
(на каждую строчку разгибаем пальчик из кулачка и массируем его)
Торт
Тесто ручками помнем,
(сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем,
(как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом,
(круговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кремом
(круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко,
(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай —
В гости друга приглашай!
(одна рука пожимает другую)
Черепаха
Шла большая черепаха
(идем пальчиками)
И дрожала вся от страха:
(руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!
(отрицание — указательным пальцем)
Дни недели
В понедельник я стирала,
(кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала,
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,
(печем «пирожки»)
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем «козырек»)
Чашки в пятницу помыла,
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
(машем ладошками к себе)
(С машинкой)
Вот машинка на ладошке
Едет, будто по дорожке.
Раз, два, три. Раз, два, три.
На машинку посмотри.
Вот машинка на ладошке
Едет словно по дорожке.
На работу утром маме,
В магазин, за овощами.
По дороге – в детский сад,
В воскресенье – в зоосад.
Летом к бабушке на дачу,
Где люблю играть я в мячик.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно гонки начинать.
По кругу, по кругу, вперед и назад.
Но пальцы машинку мою тормозят.
Закрылись. Машинка стоит в гараже.
И фары погасли, не светят уже.
(с колючим ёжиком)
Ёжик
(у малыша в руках резиновый колючий ежик)
Ежик, ежик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ежика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку.
(малыш катает ежика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки.
(катаем по ножкам)
Фыркнул ежик: «Отойдите и не плачьте, не просите!
(катаем по полу)
Если дам иголки — съедят меня волки!»
(ежик убегает в домик, на место в коробку или на полку).
Мяч колючий, словно ёжик.
Нет ни ручек, нет ни ножек.
Покатаем мяч немножко
И сожмём его в ладошке.
Вот колючий, мягкий ёжик.
Он без ручек и без ножек.
Мячик круглый и упругий.
Он катается по кругу.
Колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился
И назад не воротился.
Встретил волка, мишку, зайку.
Всем играл на балалайке.
У лисы пел на носу.
Больше нет его в лесу.
Что за чудо? Вот так раз!
Может, это дикобраз?
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно иглы сосчитать.
Каждым пальчиком – иголку.
Колко, колко, колко, колко!
Я на мяч поставлю ножку
И прижму его немножко
Буду мячик я катать.
Раз, два, три, четыре, пять.
(с горохом)
У меня в руках горошки,
Я сжимаю их в ладошке.
Высыпаю понемножку
Все горошки на дорожку.
Будут курочки клевать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я шагаю по дорожке,
Собираю все горошки.
Стала чистой вдруг дорожка,
Все горошинки в ладошке.
В бассейн с горохом залезли ладошки,
В бассейне с горохом им страшно немножко.
Но в этом бассейне нельзя утонуть,
Но можно чудесно чуть – чуть отдохнуть.
(с каштанами)
В каштановый бассейн я руки отпущу.
В каштановом бассейне я буквы поищу.
С бассейном рядом кучкой я ровно их сложу.
Из них чуть – чуть попозже я слово напишу.
Каштаны в ладошке я крепко держу,
Каштаны в ладошке кручу и кружу.
Я ловко катаю каштаны в ладошке.
Они убегают, как мышки от кошки.
(с желудями)
Принесла Иринка
Желудей корзинку.
Буду жёлуди считать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я согрею их руками.
Станут жёлуди дубками.
(с шишкой)
Шишку я держу в руке,
Зажимаю в кулаке.
Отпускаю, разжимаю
И ладошками катаю.
По дорожке шел Топтыжка,
На него упала шишка.
Шишку взял с дорожки мишка.
В лапах он катает шишку.
(ноги на шишки)
Что за трактор? Вот вопрос.
Едет трактор без колёс.
Он на гусеницах едет
В темный лес, где есть медведи.
(с камешками)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем камешки считать.
А потом сгребём в ладошку
И покрутим их немножко.
Переложим, потрясем
И опять считать начнём.
(с прищепками)
Ёлочка, ёлочка,
Колкие иголочки. ёлочка
Веточки пушистые,
Шишечки смолистые.
Есть у тарелки круглое донце.
Похожа тарелка на круглое солнце. солнце
Лучики солнышку сделаю я.
Вот удивится мама моя.
Кто фырчит под лапой ёлки,
Растопырились иголки? ёжик
Быстро листья тащит в норку,
Делает в лесу уборку.
(с пуговками) Пуговки лежат горою. Я ладошкой их накрою. Нужно их в щепотку взять. Разложить и сосчитать.
(с резинками, колечками)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем кольца надевать.
По колечку, по кольцу
Будет пальчикам к лицу.
По второму по колечку
Им придётся по сердечку.
А еще на радость нам
По кольцу мизинцам дам.
(с пластиковыми пробками)
Вот ботинки для Маринки.
Не ботинки, а картинки.
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать, прыгать и шалить.
Вот сапожки для Егорки,
Чтобы в них кататься с горки.
Можно топать по сугробу,
Не замёрзли ноги чтобы.
(с конструктором «Банчемс»)
Эта синяя подушка
Не нашепчет сны на ушко.
С ней приходит непогода
И осенние невзгоды.
Мокрых пестрых листьев куча,
Потому что это туча.
Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь – и в чай.
Как зовется? Отвечай!