Страница обновлена 01.07.2025
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 32" города Ярославля
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Кондратьева
Татьяна Аркадьевна
ЯЗЫКОМ ВЛАДЕЕМ СМЕЛО, ЗВУКИ ВНЯТНО ГОВОРИМ!
Некоторые родители считают, что если ребенок умеет читать, произносит все звуки, немного пишет и считает, то он готов идти в первый класс. К сожалению, немногие понимают, что важной составляющей готовности к школе является хорошо развитая связная речь дошкольника.
В чем же причины отставания развития связной речи у детей? Как нужно заниматься с ребенком, чтобы к школе он справлялся с пересказами и мог составить последовательный рассказ?
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Родители с нетерпением ждут от малыша первых слов, мечтают услышать выученное им стихотворение и показать выступление перед друзьями и родственниками. Но если 5–7-летний ребенок не может составить связный рассказ или пересказать простую историю, мама и папа начинают переживать. Ведь для успешного обучения у дошкольника должна быть хорошо развита связная речь.
Что он должен уметь:
отвечать на вопросы взрослых точными и последовательными предложениями;
составлять рассказы по одной и нескольким сюжетным картинкам;
сочинить истории или рассказать о своих впечатлениях от поездки;
передать содержание картинки по памяти;
придумать продолжение сказки или увлекательной истории автора.
ТЕСТИРУЕМ МАЛЫША
Каждый родитель сможет в домашних условиях проверить развитие связной речи ребенка. Самое главное правило: не заставляйте его заниматься и ни в коем случае не говорите, что вы собираетесь его проверять.
Выберите самое удобное время для общения с дошкольником – например, утром после завтрака. Скажите, что сейчас вы с ним поиграете. В процессе тестирования не делайте ему замечаний, заметив ошибку, и не помогайте справляться с предложенным заданием. В настоящее время вы лишь определяете уровень развития связной речи малыша.
Поставьте перед ребенком его любимую игрушку и скажите, что отправляетесь в увлекательное путешествие. Покажите картинку с изображением места, куда поедете, и предложите придумать по ней рассказ.
Для второго теста вам понадобится серия из 3–4 сюжетных картинок. Скажите, что Буратино или герой современного мультфильма Дружок запутал историю. Необходимо разложить картинки в правильном порядке и придумать по ним интересную историю.
Речь соответствует возрастной норме, если ребенок самостоятельно, без наводящих вопросов составил рассказ из 5 и более предложений по картинке, с точными, без грамматических ошибок фразами. Предложения должны состоять из 5 и более слов, в речи использоваться союзы и предлоги. История должна быть плавной и выразительной.
Третье задание состоит в описании любимой игрушки.
Можно задать ребенку несколько наводящих вопросов:
У тебя есть любимая игрушка?
Как ее зовут, как она выглядит?
Как ты любишь с ней играть?
Речь развивается нормально, если ребенок составил описательный рассказ из 4–5 распространенных предложений.
Если ребенок рассказывает о своих игрушках, событиях или праздниках без помощи взрослого, это свидетельствует о высоком показателе речевого развития.
Заключительное задание – проверка умения ребенка пересказывать небольшие тексты. Дважды прочитайте малышу рассказ из 5–6 предложений и попросите пересказать текст. Шестилетний ребенок должен уметь это делать без помощи взрослых.
Не стоит переусердствовать и давать все задания сразу. Достаточно одного в день. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш даже не понял, что его проверяют.
Что тормозит развитие связной речи
1. Осложнения беременности – инфекционные заболевания у будущей мамы, ранний токсикоз – могут отрицательно повлиять на развитие речевых зон в головном мозге малыша.
2. Тяжелые роды – родовые травмы, асфиксии и гипоксии новорожденного – и другие осложнения родов в будущем могут привести к речевым нарушениям у ребенка.
3. Травмы ребенка. Нередко дети в раннем возрасте получают различные травмы головы. Если затронута область, где расположены речевые зоны, нарушений речи не избежать.
4. Общее недоразвитие речи. Данный диагноз ставят примерно к пяти годам. Но если до этого возраста ребенок плохо общается со взрослыми и сверстниками, не может пересказать или сочинить небольшую историю, значит уже можно заподозрить речевое нарушение.
5. Погрешности в воспитании. Не давая чаду общаться с другими детьми и взрослыми, родители могут не ждать быстрого и правильного развития связной речи. Также наиболее частая ошибка родителей в том, что они «задаривают» малыша игрушками, а вот почитать или поиграть с ним времени не хватает.
ДЕСЯТЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Не стоит думать, что помочь развитию связной речи малыша может только специалист. Есть простые советы, которым должны следовать взрослые.
1. ОБЩАЙТЕСЬ
Разговаривайте с сыном или дочкой на прогулке, в машине, в автобусе, в магазине, по дороге из детского сада или школы. Отключите мобильный телефон и подарите полчаса времени общению с чадом. Обращайте его внимание на все, что вас окружает. Радуйтесь вместе его маленьким достижениям и планируйте следующий день.
2. СТАНЬТЕ ПРИМЕРОМ
У ребенка в раннем возрасте речь развивается в основном по подражанию. Ваш малыш будет употреблять те фразы, которые услышит от вас. Следите за своей речью. Старайтесь говорить с ребенком не спеша, развернутыми предложениями. Избегайте сложных научных терминов, говорите просто и понятно.
3. ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОСЫ
К 5 годам малышей можно назвать «почемучками». На все «почему?», «как?», «когда?» нужно найти время ответить. Не игнорируйте вопросы ребенка и постарайтесь найти достойные ответы.
4. ЧИТАЙТЕ КНИГИ
Каждый день читайте ребенку, и не только перед сном. Лучше выбрать книгу вместе. Помните, что во время чтения вас не должны отвлекать, сын или дочь должны видеть, что чтение вам очень интересно.
5. ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ БУКВАМИ И СЛОВАМИ
Учить ребенка этому «с пеленок» не стоит. Вы сами заметите, когда малыш заинтересуется буквами и словами. Если он сам научится прочитывать слова, тогда вскоре сможет читать любимые стихи и рассказы.
6. УЧИТЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
Важно не просто прочитать, необходимо понять содержание. После того как вы прочитали сказку или рассказ, попросите малыша рассказать, что он запомнил. Если он затрудняется, помогите ему или перескажите сами.
7. РАССМАТРИВАЙТЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Дети младшего возраста любят книги с яркими картинками. Школьники также предпочтут читать произведение с иллюстрациями. Не теряйте возможности развивать связную речь с готовым материалом. Внимательно рассмотрите иллюстрации, назовите главных героев, обратите внимание на одежду персонажей, чем занимаются, что находится вокруг.
8. ФАНТАЗИРУЙТЕ ВМЕСТЕ
Придумывайте свои маленькие истории, можно из жизни ребенка. Дети обожают, когда сами становятся героями сказки. Если вы сможете увлечь малыша, он самостоятельно начнет пытаться сочинять.
9. ПУТЕШЕСТВУЙТЕ
Разнообразие впечатлений стимулирует развитие связной речи. Не упускайте возможности поговорить с ребенком во время путешествия. Рассказывайте о том, куда вы едете, чем будете заниматься. Не забывайте делать совместные фотографии, вместе с ребенком рассматривайте их и составляйте рассказ о вашем путешествии. А когда придут гости, попросите малыша самостоятельно по снимкам рассказать эту историю.
10. КОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Если ребенок избегает общения, не пытается пересказывать, у него не получается ответить даже на простые вопросы, значит вам необходимо проконсультироваться со специалистами. В первую очередь обратитесь к учителю-логопеду, психологу и неврологу. Следуйте указаниям педагогов и врачей.
Обращайте внимание на развитие связной речи ребенка, находите время на свободное общение с малышом, полюбите разговаривать с ним. Если у вас получится следовать предложенным правилам, тогда и связная речь ребенка будет развиваться правильно.
Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.