Страница обновлена 18.04.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 32" города Ярославля

Страница обновлена 18.04.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 32" города Ярославля

Страничка специалиста

Детское непослушание

Что делать, если ребенок не слушается? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему он заставляет нас, родителей, испытывать очень неприятные чувства? И всегда ли мы чувствуем одно и то же, если дети нас не слушаются?

Попробуйте вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания или просто очень запомнившуюся вам ситуацию такого рода. Поочередно опишите себе свои тогдашние эмоции и действия. Теперь постарайтесь определить главное, преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение, что-то другое). Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем.                                                                                                                                  

Первая причина:

Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить – непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.             

Вторая причина:

У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!                  

Третья причина:

Если чувство родителя – обида, то причина непослушания – желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!

Четвертая причина:

Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния – в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится". При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой, и буду плохой".

Как помочь непослушному ребенку (и себе)?

Самый общий ответ на вопрос – не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели – и возобновляет их с новой энергией.                                                                                                                        

Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:                                                                                                                       

1. Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия – игры, прогулки.       

 2. Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка – лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом".

3. Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.                          

4. Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с педагогами и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

Консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.

АРХИВ КОНСУЛЬТАЦИЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПЕДАГОГАМИ МДОУ № 32

Права и обязанности родителей (консультацию подготовила воспитатель Афанасьева Ж.Б.)

Права ребенка и их соблюдение в семье (консультацию подготовила воспитатель Некрасова О.С.)

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста (консультацию подготовила воспитатель Афанасьева Ж.Б.)

Развитие математических способностей детей через дидактические игры (консультацию подготовила воспитатель Гридневская Л.Б.)

Кризис семи лет (консультацию подготовила воспитатель Некрасова О.А.)

Игры по математике для детей старшего дошкольного возраста (консультацию подготовила воспитатель Селезнева М.А.)

Правила родительского чата в мессенжерах (консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

Возрастные особенности дошкольников в развитии элементарных математических представлений (консультацию подготовила воспитатель Селезнева М.А.)

Буклет "Искусство и дети"

Использование макетов в развивающей среде детского сада (консультацию подготовила воспитатель Королева О.А.)

Рекомендации по созданию игровой среды в условиях семьи (консультацию подготовила воспитатель Королева О.А.)

Значение внешнего вида на музыкальных занятиях (консультацию подготовили музыкальные руководители Пасечник Ю.П. и Ботягина О.Ю.)

Развитие элементарных математических представлений в младшем возрасте детского сада (консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

Музыка и дети (консультацию подготовила воспитатель Гридневская Л.Б.)

Возможности игрового взаимодействия взрослых и детей (консультацию подготовила воспитатель Лазарева Н.Е)

Музыкально-диактические игры для детей (консультацию подготовила воспитатель Гридневская Л.Б.)

Сензитивные периоды развития ребенка (консультацию подготовила воспитатель Веревкина И.В.)

Как правильно учить стихи с ребенком (консультацию подготовила дефектолог Андрианова М.А.)

Как правильно подготовиться к утреннику (консультацию подготовили музыкальные руководители Пасечник Ю.П. и Ботягина О.Ю.)

Какие обязанности могут быть у ребенка в семье (консультацию подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях (консультацию подготовила учитель-дефектолог Андрианова М.А.)

Ребенок и незнакомец (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Игры между делом (подготовила консультацию Крошухина О.А.) 

Острый вопрос. Обязанности несовершеннолетних (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Как найти время для игр (подготовила консультацию учитель-дефектолог Андрианова М.А.)

Чем занять ребенка в непогоду  (подготовила консультацию Гусева О.В.)

Чтобы ребёнок не потерялся (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Правила поведения на водоёмах весной

Как научить ребенка складывать и вычитать

К чему может привести запугивание ребенка (подготовила консультацию Крошухина О.А.)

Может ли ДОУ размещать фото детей на сайте (разъяснение для родителей)

Технические навыки в изобразительной деятельности (подготовила и провела консультацию Крошухина О.А.)

Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста (подготовила и провела круглый стол Крошухина О.О.)

Консультация для родителей "Как приобщить детей к труду" (подготовила Крошухина О.А.)

Консультация "10 игр на преодоление детской агрессии" (подготовила Гусева О.В.)

Консультация "Типы и виды конструирования в детском саду" (подготовила Крошухина О.А.)

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников (подготовила Королёва О.А.)

Родительское собрание "Праздничные традиции в семье" (подготовила воспитатель Крошухина О.А.)

  R